Адаптция ребёнка в детском саду.
Уважаемые родители! Детский сад – не просто место, где есть воспитатели и группа ребятишек, куда предстоит ходить и вашему малышу. Большинство родителей уверены, что подготовка ребёнка к детскому саду складывается из трёх полезных вещей: закалить малыша, приучить к правильному режиму и привить навыки самообслуживания. Разумеется, это всё правильно. Вместе с тем, куда важнее бывает психологическая подготовка, которую ребёнок должен пройти с помощью родителей.
Правильный настрой.
Уважаемые родители! Попробуйте оценить,насколько вы сами морально подготовлены к столь серьёзному шагу. Готовность ребёнка во многом зависит именно от этого.Дети прекрасно улавливают наше настроение и эмоции, обмануть их практически невозможно. Если вы сами пребываете в панике – она передастся малышу. Начнёте винить себя за то, что «сдаёте» сына или дочь в садик, ребёнок и это уловит и сделает всё возможное, чтобы увильнуть от его посещения. С другой стороны, и успокаивать себя тоже нельзя: мы должны помнить, что новая (детсадовская) ситуация для ребёнка – всегда стресс. И малышу требуется 2 – 4 недели, чтобы адаптироваться, как следует. Это время потребует от вас особой чуткости и доброжелательности по отношению к своему ребёнку.
Итак – вы поступаете в детский сад. Но есть моменты, которые стоит учитывать.
В 2 – 3 года (чуть раньше,чуть позже – у кого как) все дети проходят через очередной кризис (его ещё называют кризис «Я сам!»).
В этот период в организме и в психике ребёнка происходят значительные перемены. Естественно, в разгар этих кризисных явлений в детский сад ребёнка лучше не оформлять: : адаптация к своему организму + приспособление к внешней среде = непомерно большая нагрузка для малыша.
Сегодня большинство молодых родителей охватило стремление раннего развития ребёнка. Никто не отрицает полезность раннего развития, но думается, что, выбирая детский сад, в первую очередь следует обратить внимание не на то, как там развивают, хотя и это тоже важно, а на то, как ухаживают и заботятся. Какойребёнок нам нужен? В первую очередь здоровый и весёлый. Здоровым и радостным малыш будет в том случае, если за ним хорошо ухаживают, позволяют много двигаться и играть.
Но не стоит, увы, надеяться, что с первого дня ваш малыш помчится в группу. Даже взрослому человеку не просто ужиться в социуме, что уж говорить о детях.
Чтобы лучше подготовить ребёнка к детскому саду, необходимо знать, с какими эмоциональными проблемами он столкнётся.
- Поначалу сад для ребёнка – это Неизвестное место, куда его приводят, и где он остаётся один. Впервые! Малыш остро чувствует своё одиночество, потому что всё вокруг чужое.
- И хотя вокруг много добрых людей, он ещё должен узнать их и поверить им, найти свой правильный способ, как с ними общаться и сосуществовать.
- Ребёнок не понимает, почему его оставляют там, где ему быть не хочется.
- Ему становится страшно. Страх одиночества и страх утраты может проявиться как угодно: слезами, буйными выходками, отрешённостью.
- Малыш как бы замыкается на себе и ждёт, ждёт, ждёт…
- Ребятишки не ориентируются во времени, поэтому утешение вроде «За тобой скоро придут» не успокаивает: у взрослых и детей скорости разные.
-Поскольку ребёнок многого не знает и не умеет, он страдает ещё и из-за этого.
-Находиться с утра до вечера «в толпе» он тоже не привык, поэтому, в первые месяцы желательно забирать ребёнка из детского сада пораньше, пока он не привыкнет.
-Внутри малыша создаётся такое нервно-эмоциональное напряжение, что его обязательно надо снимать. Думается, в первую очередь ЭТО, а не микроклимат и микробы заставляет новичка так часто болеть.
Большую часть мучительных для ребёнка проблем можно решить или хотя бы смягчить их остроту лишь в том случае, если их осознают сами мама и папа.
Родители, готовя малыша к посещению детского сада, обычно рассказывают, как ему там будет хорошо (игрушки, новые друзья, интересные занятия – сплошь восклицательные знаки). Понять маму и папу можно: им хочется создать у ребёнка положительный настрой. Однако и тут есть одно «но». Малыш-новичок, окрылённый вашими словами, охотно шагает в детскийсад, и даже заходит в группу и начинает играть. Ему действительно интересно, но– только пока вы рядом. Стоит ребёнку понять, что мамы под боком нет, как картина резко меняется. Что в итоге? Вы обещали, что малышу будет интересно и весело, а ему на деле грустно и немного страшно. С точки зрения ребёнка – его обманули. Не логично конечно, но у детей логика своя. Что же делать?
Во-первых, рассказывайте о том, как хорошо детям в садике, зачем они туда приходят, чем занимаются. Ваша задача – рассказать так, чтобы ребёнку захотелось быть с другими детьми. Желание - большая сила, оно поможет внутренне собраться.
Во-вторых, любой ребёнок точно знает, что взрослым можно всё, а детям многое не позволяется. Так удивите его тем, что взрослых дядь и тёть (даже мам и пап) в садик не берут, хотя им очень этого хочется. Только детям можно целый день заниматься, играть, кушать, ходить на прогулки. В общем, детский сад – это привилегия, а не наказание, такой вывод должен сделать ребёнок.
В-третьих, скажите честно, что ему будет немного грустно, но зато…(вот тут-то и говорите оплюсах пребывания ребёнка в детском саду). Расскажите о себе, как вы тоже были маленькими и ходили в детский сад и как сначала не умели ничего, а потом научились. Больше всего мы боимся неизвестности, а дети - особенно. Но естьотличный способ ввести малыша в курс дела. Поиграйте в ролевую игру «Детскийсад». Соберите кукол и игрушечных зверушек, назначьте воспитательницу и «прокрутите» в ролях весь режим дня, все ситуации, в которые ребёнок может попасть. Обязательно заканчивайте тем, как приходят мамы и папы и забирают своих деток из садика. Играйте в такую игру как можно чаще и вы увидите, что ребёнок стал увереннее в себе и не чувствует страха перед неизвестностью.Параллельно с играми проводите реальное знакомство, то есть водите ребёнка в детский сад.
Советы родителям:
- Если ребёнок плачет и не отпускает маму – пусть его приводит в сад кто-нибудь другой (папа, бабушка, дедушка).
- Появились проблемы с «тихим часом»? Принесите с собой игрушку, с которой ребёнок спит дома, и оставьте под подушкой малыша.
- Ребёнок отказываются от еды? Попросите воспитателей не настаивать и не уговаривать. К новой пище ребёнку тоже надо привыкнуть, а пока кормите малыша дома.
- Ребёнок не умеет сам одеваться? Не стыдите ребёнка, значительно продуктивнее – убедить, что сегодня у него получилось лучше, чем вчера.
- Вернувшись, домой, малыш разбрасывает вещи, игрушки,капризничает? Не спешите призывать его к порядку. Скорее всего, он выплёскивает отрицательные эмоции, накопившиеся за целый день.
- Если малыш дома затих, даже затаился, помогите ему прийти в себя и выразить свои чувства. Спросите: «Тебе было страшно?», «Ты грустил, потому что не знал, когда я приду?» Я тебя понимаю. Скорее всего, малыш от таких расспросов сначала расплачется, но это слёзы облегчения. Детям важно знать, что их понимают и не осуждают.
- Если ребёнок по дороге в детский сад начинает капризничать, не уговаривайте его, а похвалите, скажите, что он молодец, какой храбрый и сильный. Это тот случай, когда полезно заговаривать зубы. А главное, что мамины слова придают ребёнку уверенность.